КИТАЙ ИЛИ МАНЬЧЖУРИЯ - СОСЕД РОССИИ?




[шесть страниц] [ 1 ]

Потомки нюйчжэней, некогда владычествовавших не только в Маньчжурии, но и в Северном Китае, в XVI веке постепенно набирали силу, хотя и находились постоянно в стадии межплеменной борьбы за обладание верховенством их вождями.

В период китайского государства Мин Маньчжурия делилась на ряд аймаков. По мнению Ли Юнбина, было 14 племён, не считая монголоизированных эвенков – солонов, живших между Хинганом и Аргунью и в среднем течении Амура. Маньчжурские, Чанбошаньские, Дунхайские и Хулунские родоплеменные объединения постоянно враждовали между собой. Межплеменная борьба привела к усилению племени, возглавляемого Нурхаци (努尔哈赤 Нуэрхачи , как называют его китайцы) из рода Айжинь Гйоро (Айсинь Гиёро). В древнейшем варианте маньчжурской мифологии о происхождении маньчжуров, содержащемся в «Маньчжоу шилу» («Подлинные записи о маньчжурах», 1635 г.), сказано, что в озере Булхури омо в горах Голминь шаньянь алинь (кит. Чанбайшань; кор. Пэктусан; яп. Хакутōсан, означает Белые длинные горы) купались три небесные девы: Энгулэн («Добродетельная дева»), Чжэнгулэн («Правильная дева») и Фэкулэн («Буддийская дева»). Самая младшая, Фэкулэн, по возвращении с купания нашла красный плод на одежде. Съев этот плод, она забеременела, и не смогла подняться в воздух. Родила сына, который тотчас же стал говорить. Сын отправился вниз по реке Тумэнь, а мать смогла возвратиться на Небеса. Ребёнка нашли люди, которым он сказал, что получил от Небесного владыки наказ установить в этой стране мир. Ему было дано имя Букури йонгосон (Букури - название горы, йонгосон – «герой»). Он считается прародителем маньчжурского императорского дома государства 清 Цин, и получил храмовый титул «Горокингэ мафа» (кит. Юань-цзу; Отдалённый предок). {01}

Космос в маньчжурской мифологии разделён на небесный Верхний мир «Абка» (Небо), земной Средний мир «На» (Земля) и Нижний мир «Тулэрги» или же «На тулэрги» (По ту сторону земли).

Верхний мир образуется системой из 7 или 9 небес, на которых расположены солнце, луна, звёзды, а также большое количество небесных духов и высший дух (Абкай эндури, Абкай хань – Небесный царь). Небесному царю подчиняются все духи. Он мыслится как благорасположенный прародитель всех живых существ, ведает наказаниями и вознаграждениями. Он царствует в вечнозелёном верхнем мире и неподвластен шаманам. Властелин Нижнего мира Илмунь-хан – судья умерших душ. Он управляет организованной системой духов.

Подобно троичному делению мира, человеческая душа (фаянга) имеет три ипостаси, существующих вместе, связанно друг с другом. Главной душой является Унэнги фаянга (Истинная душа), она имеется в каждом человеке и животном, и покидает человека только после его смерти. Вторая душа, Чарги фаянга (Потусторонняя душа) представляет собой воспроизводящую силу, от неё зависит душевное равновесие человека. Когда эта душа покидает тело, то человек засыпает или теряет сознание. Третьей душой является Ойлорги фаянга (Внешняя душа). После смерти человека она некоторое время остается около тела, а затем отправляется в Тулэрги (Нижний мир), где может обрести новое воплощение.

Блуждающие души людей, умерших насильственной смертью или вдали от родных мест, превращаются в духов из нижнего мира – хуту. В эту группу духов входят, например, Бира хуту (духи утопленников; «бира» - река, «хуту» - блуждающая душа); Омихонь хуту (духи умерших от голода; «омихон, омихун» – голод, чувство голода, «хуту» – блуждающая душа). {02}

К третьей группе духов относятся «вэчэку» – домашние духи, некоторые из которых являются душами умерших предков семьи. К духам, помогающим шаманам, относятся также те, чьё происхождение связано с различными животными, – тигр, медведь, волк, олень, змея, собака, лисица, лошадь и др.

Особым почитанием у маньчжуров пользовалась собака (индахунь), являющаяся стражем и проводником душ в потустороннем мире. Согласно преданиям о жизни основателя маньчжурского государства Нурхаци, собака выполняла функцию спасителя и защитника. {03}

Я коротко рассказал о мифах маньчжуров умышленно, чтобы лишний раз подчеркнуть, что это совершенно иной народ, чем китайцы (ханьцы)…

Китайцы (ханьцы) называли маньчжуров 關外的人 гуань вай-де жэнь – «люди за пределами (вне) застав», т.е. за пределами Великой китайской стены {04}. При обращении к маньчжуру в вопросительной форме говорили: 你是關外的人吗? Ни ши гуань вай-де ма? (Ты из-за заставы?).

В 1587 году Нурхаци начал войну против племени, поддерживаемого китайцами. Чжунго (Китайское государство) в это время было втянуто в борьбу с японцами за влияние в Корее. В 27 году (1599 г.) эпохи 萬歴 Вань-Ли (Календарь в 10000 лет, т.е. Вечность - девиз правления Минского императора 神宗 Шэнь-цзуна; Священный продолжатель рода; 1573-1620 гг.) была введена собственная маньчжурская письменность на основе монгольских письменных знаков. {05} Поскольку земли маньчжуров граничили с монгольскими, то Нурхаци старался сделать монголов своими союзниками, чтобы обезопасить от возможных нападений с запада и юго-запада. Начало ХVII века в маньчжуро-монгольских отношениях характеризуется обменом посольств и заключением брачных союзов. В 1612 году Минган из княжества Корцинь выдал свою дочь за Нурхаци. Из этого же княжества Абахай взял в жены дочь феодала Мангуса. В 1614 году сыновья Нурхаци бэйле (князья) Дашан и Мангуртай женились на дочерях монгольских феодалов княжества Джаруд, женой сына Нурхаци Дэкэлея, стала Элджигэ из этого же княжества{06}. Под влияние Нурхаци переходили некоторые аймаки, что не нравилось монгольскому хану Лигдану, правившему в Чахаре, но считавшего себя «всемонгольским ханом». Усилившись, Нурхаци в 1616 году принял титул императора, назвав своё государство Маньчжу Гурунь (Мань Цзу Гурунь – Империя Народа Мань) {07}. На совете князей в 1618 году он высказал 7 причин ненависти к Чжунго (семь великих обид). В основе всех обид было то, что Чжунго “шло против истины и справедливости”, нарушало установленные границы {08}. К этому времени Нурхаци подчинил себе такие орды (племена): Суксуху, Саргу, Тямуху, Джань, Ванся, Элминь, Джамуку, Сакда, Суань, Танго, Ярху, Андарки, Ведзи, Хурха, Варка, Фю, Сахалча {09}. В последующем, силой оружия удалось покорить ещё 47 орд (племён) и область, где ездили на собаках. Интересным является то, что некоторые орды названы по именам рек, например, Суйфун, Мурэнь, Хуньчунь, Норо. Интересно также, что Нингута (современный город Нинань) выделена, как покорённая орда {10}, а не как составная часть маньчжурских родов. Через два года, после того как китайцы оказали поддержку Ехэсскому аймаку, враждовавшему с Нурхаци, он объявил войну государству Мин. {11}

Южно-монгольский правитель Лигдан-хан, именовавший себя Батур-Чингис-ханом, в августе 1619 года объединенными силами южно-монгольских княжеств напал на маньчжуров, но в сентябрьском сражении под Теличэном монголы были разбиты. При этом были взяты в плен несколько монгольских предводителей, в том числе халхаский бэйлэ Дзасай с двумя сыновьями, тайчжи Сэбэн из княжества Джаруд, Сарансай - сын корцинского феодала Минганя, на дочери которого был женат Нурхаци. Лигдан-хан на поражение своих войск ответил посланием Нурхаци, в котором возвеличивал себя и старался унизить маньчжурского хана, называя его владетелем «прибрежного государства с тремя десятками тысяч человек». В то же время халхаские князья прислали письмо с извинениями за действия бэйлэ Дзайсая и предложениями союза против китайского государства Мин. Послание Лигдан-хана вызвало гнев у Нурхаци, а второе побудило к немедленному посольству к халхасцам для заключения союза с пятью монгольскими племенами. Нурхаци освободил из плена одного из сыновей Дзайсая и джарудского тайчжи Сэбэна, который принёс клятву верности. Обоим были пожалованы одежды и оседланные лошади. В 1621 году за огромный выкуп был освобожден из плена Дзайсай, в заложники вместо него были присланы сыновья и дочь, которую отдали в жены сыну Нурхаци да-бэйлэ Дашану. В том же году перешли на сторону Нурхаци два тайджи из халхаских племён, которые были пожалованы богатыми придворными одеждами, рабами, жилищами, лошадьми, пахотными землями. Тайджи Гурбуши была отдана в жёны дочь Нурхаци. Под управление ему были отданы одна маньчжурская и одна монгольская нюру (военно-административная единица в маньчжурском государстве). Он получил чин джорикту и титул цзунбиня (главнокомандующего) {12}. Эти действия Нурхаци свидетельствовали о его мудрости, как политика. Они вели к расколу в среде монголов и к переходу в его подданство всё новых родов и племён. Все приходящие богато одаривались, им присваивались чины по достоинству.

По взятии 辽阳 Ляояна Нурхаци перенёс свою столицу из Хэту-ала (Синцзин) в Ляоян. На следующий год овладел правым берегом реки 辽河 Ляохэ. А в 1625 году, окончательно овладев Южной Маньчжурией, перенёс резиденцию в Мукден (современный Шэньян; Рис. 1).

Рис.1
Империя маньчжуров:

Маньчжугурунь (1615 - 1636)
Цин 清 (1636 - 1644)

Величайшей заслугой Нурхаци перед маньчжурским народом является не объединение враждовавших племён, а создание военно-административной Восьмизнамённой системы управления народом и введение письменного маньчжурского языка. В Восьми Знамёнах каждый человек, независимо от его социального положения, с момента рождения оказывался приписанным к административной единице – нюру (牛录 нюлу), выставлявшей при необходимости около 300 воинов. Нюру входили в джала (полки), в каждом джала (цзяла) было около 5 тыс. чел, 5 джала (полков) в свою очередь составляли гуза (знамя, корпус). Гуза (гуса) делились на две гала (две руки; два крыла). Левое крыло подразделялось (имело) на знамена: желтое с каймой, белое, белое с каймой, синее. Правое крыло имело знамена: желтое, красное, красное с каймой, синее с каймой. Таким образом, было Восемь Знамён, т.е. восемь корпусов. С развитием армии и административного управления в государстве в конце 19 века были учреждены также по Восемь Знамен в монгольских и китайских войсках, воевавших в армии маньчжуров. Таким образом, в последующем фактически существовало 24 знамени. Первые 8 знамен назывались Маньцзу Гуза (Маньчжурские Знамена), вторые 8 знамён назывались Монго Гуза (Монгольские Знамёна), и третьи 8 знамён назывались Уджень Чоха Гуза (Тяжёлого войска Знамёна) {13}. Тем не менее в исторических публикациях обычно имеются в виду «Восемь знамён» маньчжурских. Восьмизнамённое управление в Маньчжурии существовало до 1907 года. Императорским декретом от 20 апреля 1907 года в трёх провинциях Маньчжурии – Мукденской, Гиринской (Цзилиньской) и Хэйлунцзянской – было введено общепровинциальное управление. {14}

Умер Нурхаци в возрасте 67 лет в 1626 году, получив посмертное храмовое имя 太祖 Тай-цзу (Великий основатель династии). Здесь вновь следует обратить внимание, что многие основатели династий получили это посмертное (храмовое) имя, а их наследники – 太宗 Тай-цзун (Великий продолжатель династии). На следующий год маньчжуры вторглись в Корею и вынудили короля подписать мирный договор о равенстве.

Следует отметить, что маньчжурские императоры, согласно мифологии, считали прародиной своих предков гору Букури, по-китайски 白头山 Байтоушань (Белоголовая гора; по-корейски Пэктусан, по-японски Хакутозан) на хребте 长白山 Чанбайшань (Длинные белые горы), находящуюся на границе Маньчжурии и Северной Кореи. Из удивительно красивого озера в кратере вулкана на вершине горы имеет истоки река Сунгари, на берегах верхнего течения которой и возникла государственность нюйчжэней, которых считают прямыми предками маньчжуров.

Агрессивные войны маньчжуров против Кореи в 1627, 1636-1637 годах привели к вассалитету этого государства. В результате корейские войска были обязаны участвовать в войне против китайского государства Мин.

В борьбе против Чжунго (Китая) преемник Нурхаци, его сын Абахай, столкнулся с необходимостью войны с южными монголами {15}. Покорение монголов для маньчжуров было необходимой предпосылкой к завоеванию Китая, так как южно-монгольский хан Лигдан (林丹汗 Линьдань-хань) в 1628 году заключил военный союз с Минской империей и в любой момент мог ударить во фланг или в тыл маньчжурам. Китайцы предоставили в распоряжение Лигдан-хана несколько тысяч войска {16} и обязались ежегодно выплачивать по 81 тыс. лян серебром {17}. Здесь мы вновь видим попытку китайцев подавлять варваров руками варваров, которая прежде приводила к совсем обратным результатам.

Войска маньчжуров постепенно продвигались на юго-запад и нанесли сокрушительное поражение хану Лигдану, которому пришлось бежать в Ордос (местность в крутой излучине реки Шар-мурэнь, Шара-мурэн, Шуко-мурэн, Хатын-гол, которую китайцы называют Хуанхэ). Князья восточных кочевий Чахара из владений Лигдана перешли на сторону Абахая. После разгрома чахарских войск и скоропостижной смерти от оспы Лигдан-хана Юго-Восточная Монголия признала васальную зависимость от маньчжурского императора.

5 мая 1636 года Абахай объявил о преобразовании маньчжурского государства Маньчжу Гурунь в государство 清 Цин (Чистое; Рис.1) и официально принял титул императора, подчеркивая этим равенство с китайским императором и равенство государств на политической арене Дальнего Востока. Здесь мы должны обратить внимание, что государство Цин (династия, как называют его современные китайцы) возникло вне пределов Чжунго (Китая), т. е. вне пределов китайского государства Мин.

На главную